?

Log in

No account? Create an account
плакат, тайна

olegproch


Колонка редактора

Для тех, кому мало источника


Previous Entry Share Next Entry
Об "Электронной Норвегии" и баранах
плакат, тайна
olegproch
Сегодня по собственной инициативе побывал в сердце электронного правительства Норвегии, организации под названием DiFi (Агентство государственного управления и электронного правительства). В посёлочке Лейкангер с населением меньше 2,2 тыс. жителей. Снаружи это трёхэтажное здание тоже кажется совсем крошечным. Неужели здесь правда могли создать «Электронную Норвегию»? – спрашиваю я сам себя?

- Бе-е-е! – подтверждают бараны, пасущиеся через дорогу от DiFi.

Как и само электронное правительство, его «сердце» оказалось открытым даже для подозрительных иностранцев, вынюхивающих всё и вся с фотоаппаратом :)
(На фото – сотрудник отдела техподдержки)

Всего в организации работает… 200 человек. Из них 80 - в Лейкангере (два подразделения из пяти). Остальные в офисе в Осло. Однако же начиналось всё еще в середине 2000-х именно отсюда. А официальный старт организации был дан в 2008 году, когда правительство Норвегии решило объединить воедино три структуры, работавшие в этой сфере – госагентство Statkonsult, службу портала Norway.no и норвежский секретариат электронных закупок.
Чтобы не перечислять все цели и задачи новой структуры, остановлюсь на паре конкретных примеров:
Сегодня в Норвегии можно получить доступ к 85-87 процентам всей государственной и муниципальной документации. То есть, все чиновники обязаны регистрировать всю свою входящую и исходящую корреспонденцию, как электронную, так и аналоговую. Речь идёт, в том числе, и о внутренней коммуникации между отделами и ведомствами.
Делается это так: Вы заходите на портал oep.no, по метатегам разыскиваете нужный раздел и находите в списке искомый документ. Скажем, я выбрал всю документацию по России из МИД Норвегии за последний месяц. В папке – три документа. Первый касается сообщения Норвежской Хельсинкской группы по укреплению прав человека и гражданского общества в России. Также в документе указаны дата, отправитель и примечания, если таковые есть.

Можно прямо из этой формы отправить документы в «корзину» и заказать их, указав лишь свой электронный адрес. Для этого, как оказалось, не нужно даже обоснований для обращения и самоидентификации. Анонимусы рулят!
Документ придёт в pdf-формате к вам на почту в течение трех дней (так положено по закону). DiFi сейчас работает над тем, чтобы документы были доступны сразу же в момент обращения. Пока, по словам старшего советника Йона Хокона Одда, это невозможно.

Не потому, что государство что-то скрывает от граждан. А из-за того, что в Норвегии в разных ведомствах, муниципалитетах и учреждениях действуют одновременно до 750 различных систем. Как только все они будут унифицированы, граждане получат прямой доступ ко всем депешам.
Второе важное направление работы – доступ гражданина ко всем государственным и муниципальным услугам. Система тоже довольно проста. Каждый налогоплательщик получает уникальный ID-код, который позволяет заходить на сайт любого гос- и муниципального учреждения.
(На фото – отдел по заключению соглашений с предоставляющими госуслуги организациями)

В небольшом трёхэтажном здании в Лейкангере расположен колл-центр, работающий с 8 утра до 4 вечера, куда обращаются граждане со всей страны. В настоящее время в колл-центре работает одновременно всего 12 человек (!). Они пошагово подсказывают позвонившему, как ему технически воспользоваться услугой, что делать в случае утраты ID-кода и т.д. Все обращения сразу же статистически отображаются на больших настенных мониторах с указанием проблемы, по которой обращался клиент.

Правда, в момент больших потрясений – изменения системы, добавления новых сервисов – DiFi донабирает сотрудников в колл-центр до 40 с лишним человек. И тогда приходится освобождать под него все соседние кабинеты, «уплотняя» остальные службы.
Не скрывают здесь и ежегодный бюджет DiFi – около 300 миллионов крон (примерно 1,6 млрд. рублей). Итак, небольшому учреждению с небольшим по российским меркам бюджетом (в самом «продвинутом» из российских регионов Татарстане на электронное правительство в 2011 году планируют потратить 200 млн. рублей) удалось за три года построить государственную систему электронной доступности и прозрачности. Конечно, и население Норвегии – 4,8 млн. человек, и наличие коммуникаций, и готовность общества к новшествам стоит принимать в расчёт. Но даже это не делает большой скидки нашим «портным», без очевидного успеха шьющим «электронный наряд короля» уже пять лет.
На вопрос, охота ли жить в такой глуши, другой старший советник DiFi Руне Кьёрлауг говорит, что люди едут сюда не за природой или местом для ребёнка в детском саду, а за решением интересных, амбициозных задач. 

Поэтому, говорит, и работают в Лейкангере выпускники лучшего в Норвегии IT-факультета Тронхеймского университета (очевидно, имея в виду себя).